Известие о том, что нижегородский панк-рок-ансамбль
«Элизиум» готовит совместную работу с московскими «Ульями», впервые было
озвучено около года назад. Так широкие массы отечественной панк-аудитории
узнали о существовании новой разновидности сплит-альбомов. Био-сплит, как
окрестили свое детище «Элизиум» и «Ульи», - это штука, которая уже хорошо
известна и успешно опробована в западной панк-среде. Заключается она в том, что
две команды записывают несколько кавер-версий песен друг друга. Самым заметным
таким релизом был сплит «NOFX»
и «Rancid», только
назывался он «BYO Split»,
а вовсе никакое не «био». Так или иначе, именно «Элизиум» с «Ульями» стали
первыми российскими музыкантами, решившими перенять практику западных
собратьев. Однако жизненные реалии подчас бывают излишне жестоки даже по
отношению к «типа звездам» панк-рока. В нужные сроки весь материал для
био-сплита был записан и сведен, но в самый ответственный момент у «Элизиума»
начались серьезные проблемы с выпускающим лейблом, усугубившиеся болезнью вокалиста
Саши Телехова и изменениями в составе группы. Из-за этих подлянок релиз был
отложен практически на год. Понимая всю трагичность сложившейся ситуации,
ребята из «Элизиума» время от времени все-таки подкармливали фэнов неизданными
каверами, дабы стимулировать у публики умирающий интерес к пластинке: песни
«Электричка» и «На Марс!» вошли в финальную версию альбома-компиляции
«Рок-Планета!», а «Литературу» можно было услышать на мощнейшем сборнике
«Высшая Школа Панка». «Ульи» же, по природе своей существа ленивые и
малоактивные, в очередной раз предпочли ненужной, по их мнению, суете лежание
на печи и почесывание яиц.
Но недавно практически похороненный всеми био-сплит
«Элизиума» и «Ульев» все-таки вышел и отправился в плавание по прилавкам
больших и малых рок-магазинов. Называется пластинка «Электричка На Марс» -
очень даже в духе романтик-панка, коим себя считают оба коллектива. Но если
«Элизиум» - это романтика возвышенная, космическая, с всякими там звездными
телесами, светилами, черными дырами и зелеными человечками, то «Ульи» напротив,
находят романтику в различных бытовых мелочах и рутине, в той поебени, на
которую мы каждый день тратим кучу времени. Вы разве не знали, что брить
подмышки, например, или готовить яичницу, или заниматься онанизмом – это тоже
очень, очень романтично? Просто не каждому дано это углядеть. «Электричка На
Марс», похоже, стала последней записью, сделанной группой «Элизиум» при
участии гитариста Сергея «Глаза»
Сухонина и тромбониста Сергея Тремасова. Вскоре после завершения работы в
студии, команда распрощалась с обоими музыкантами. Что касается пасечников, то
Ваван Родионов распрощался с классическим составом много тысяч лет назад, но
зато в обновленных «Ульях» (и в родственных им «Шашках» заодно) теперь мочит
Макс «Шар» Боронин, экс-гитареро незаслуженно забытых ансамблей «Apple Core» и «Тушка». Старая
гвардия возвращается, и есть маза, что она надолго останется в строю. А вообще,
«Ульи» - культовая группа, без всяких шуток! Поэтому на безрыбье (последний их
номерной альбом «Бытовуха +» датируется 2001 годом) поглощение фэнами
сплит-пластинки было гарантировано. Ну, с группами вроде разобрались, теперь
можно и песни обосрать.
Судя по всему, «Элизиум» не
решились подвергнуть «ульевские» нетленки серьезной препарации. Так, знаете ли,
чуть-чуть поковыряли, отчекрыжили там пару аппендиксов. И получилось все
по-дурашливому весело, но как-то совсем уж предсказуемо. Хотя есть в
«элизиумском» видении песен «Ульев» и определенно положительные моменты. Вот
чего в последние годы не хватает студийным записям «Элизиума», так это здоровой
злости. Она сдохла в страшных мучениях с выходом альбома «Все Острова!» И вот,
благодаря реанимированному олдовому материалу «Ульев», мы наблюдаем ее
триумфальное возвращение. По крайней мере, в песнях «Литература» и «Помоги Мне!
Где Я?» (отличная вокальная линия, кстати, эмоциональная и нетрадиционная)
пышущая здоровьем и юностью рок-злоба совершенно точно присутствует, и она идет
группе исключительно на пользу. Именно таким макаром, без лишнего нытья, «Элизиум»,
наконец, показывает свою роковую сущность. Поп-составляющая, конечно, никуда не
делась, но теперь уже не кажется столь всеобъемлющей. Это хорошо. Не очень
хорошо то, что остальной материал, похоже, сделан на потребу так называемым
«романтик-панкам» и тем, кто с пеной у рта жаждет проклятого позитива.
Поп-версия знаменитой «ульевской» «Электрички» с вкраплениями навязчивой
акустической гитарки сразу же полюбилась фэнам «Элизиума» и стала одной из
самых желанных песен на концертах. Уверен, что такая же судьба неизменно
ожидает и остальные «веселенькие» кавера. Просто основная публика «Элизиума» –
подростки, радостно визжащие, когда их любимцы выходят на сцену. Детишки в
фирменных зеленых майках со звездами ценят в музыке задор и молодость, желательно
без лишнего грузилова, да еще и облаченные в крайне привлекательную оболочку
ска-панка. Так вот, сегодняшний «Элизиум» - не ска-панк. Никакого ска я на
диске не нашел. Нашел поп-панк с дудками - на самом деле приятно, что в эпоху
повальной моды на ска, группа ищет новые пути развития. А лучшей работой
нижегородцев лично мне видится акустическая переделка старого как мир хита «На
Марс!», которому «Элизиум» предали вид умиротворяющего реггей. Типа, сначала
побесились, потом позлорадствовали, а теперь можно и расслабиться. Очередная
космическая веха в сет-листе группы, агитирующей за ею же придуманный
космос-рок, смотрится как нельзя кстати. В качестве бэк-вокалиста на этом треке
отметился Гоша Тарасов, бывший «элизиумский» драммер, ныне трудящийся в составе
группы «Лампасы». Хорошенько набив руку в собственной банде, которая зиждется
на мультяшно-укурочно-травяной эстетике, Гоша теперь умело распевает реггейные
темы, и присутствие главного нижегородского укурка от панк-рока очень украшает
альбом.
В свою очередь, безумный маргинальный ансамбль «Ульи»
отнесся к творческому наследию «Элизиума» с подобающей долей ироничного стеба и
извращенности. «Ульи», как вы знаете, играют не только панк-рок, они играют все
что угодно: диско, реггей, нойз, брейкбит, транс, индастриал, хип-хоп и,
конечно же, романтичный хэви-метал. Поэтому не стоит удивляться и искать
рациональное зерно в «ульевском» видении поп-песенок «Элизиума» и в новых
аранжировках этих песен. Ваван превратил легенькие вещи нижегородцев в
агрессивные боевики и до кучи спел их голосом маньяка-психопата – очень здорово
и харизматично. Именно таким мне и представлялся всегда маньяк-психопат, поющий
песни группы «Элизиум». Например, «Интересно» из сопливой, но трогательной
полуакустической баллады превратилась в веселушный марш с мудацким присвистом в
припеве. Ну, и Родионов орет как резаный, это само собой разумеется.
«Ослепительный Мир» в интерпретации «Ульев» стал своего рода ответом на
«элизиумский» реггей. Получился спокойный и потрясающе красивый трек – вариация
на тему электронного космоса, без малейшего признака дудок и дисторшн-гитар,
медленная и медитативная. Ноль рока, максимум электронщины, и на фоне этого
Вова наговаривает очередной текст на космическую тематику. Дался им этот
космос, сил никаких нет! «Солнце», «Острова» и «Как Гоген» просто изрядно
перелопачены и являют нам адские муки и душевные страдания несчастного Вовы.
Особенно радует то, что поганая слащавость «Гогена» была кровожадно зарезана на
корню, за это «Ульям» следует сказать отдельное спасибо. А в качестве финала
«ульевской» части сплита нам подсунули свидетельство того, что сотрудничество
Вавана с ди-джеем Сухим продолжается. Если кто не знает, - главными плодами
этого творческого союза стали феерические аудиоинсталляции. На последней пластинке
«Приключений Электроников» в качестве бонус-трека уже присутствовал длиннющий
«Разговор О Космосе», семейный скандал между героями Вовы Родионова и Аксаны
Гуляевой, то и дело прерывающийся рефреном «И снится нам не рокот
космодрома…» Теперь вот и до «Оптимизма» добрались. Сделали милую сценку из
жизни обывателя и его серой «шестерки», с присутствием персонажа, известного в
уголовном мире под кличкой Дырокол. Аудиоинсталляции – жанр для нашего
слушателя не менее новый, чем «био-сплиты». Искренне надеюсь, что он приживется
на российской почве, потому как простор для деятельности в этом направлении
действительно огромен.
Вот такой альбомчик получился. В меру вкусно, в меру
оригинально, вполне достойно. Жалко, что «элизиумская» часть после всех предварительных
релизов на сборниках уже перестала быть интересной – все лучшее можно было
услышать и тогда, год назад. Стоит еще отметить оформление, выполненное в
стилистике комиксов. В данном случае это заслуга Ромы Креста, вокалиста группы
«7000$», который, как оказалось, недурственно рисует и дружен с «Элизиумом». Ну
а обещанное в буклете «биологическое раздвоение личности» - это, с одной
стороны, сладкоголосый Саша Пропеллер, а с другой, - неврастеник и псих в
исполнении великого артиста Вовы Родионова. Причем, на мой взгляд,
нижегородский соловей Пропеллер здесь олицетворяет собой светлую сторону Силы,
а Улей, соответственно, темную. Мне лично темная как-то больше понравилась.
Пока слушал, хотелось затопать ногами и грозно так заорать: «В жопу позитив!».
Но потом все равно поймал себя на мысли, что после «Ослепительного Мира» и
«Оптимизма» настроение только улучшилось, - так и не заорал, тряпка… И хотя
пластинка отправилась на полку через пару дней (слишком мало нового от
«Элизиума» и просто слишком мало «Ульев», на мой вкус), первый опыт по
внедрению так называемых «био-сплитов» в нашу страну можно признать удавшимся.
Альпинист>>
|