В воскресенье 3-го октября в клубе «Апельсин» веселая и
красномордая общественность с шумом, треском, тортом и хлопушками отмечала
важнейшее событие: ска-панк оркестру «Шлюз» исполнилось пять лет. В принципе, с
одной стороны, пять лет – это еще и не возраст вовсе. С другой стороны, пять
лет – это дата, которую уже смело можно отмечать, причем даже с некоторым
размахом. Конечно, многие группки и группочки (и особенно группешки) всегда
готовы заявить миру и о трех месяцах своего существования (из которых два
проходят в алкогольной коме, и еще один – в поиске нового барабанера взамен
старого, получившего интоксикацию и выблевавшего свои кишки прямо на казенную
барабанную установку), но уж мы-то знаем, что настоящая группа начинается как
раз после пяти-шести лет на сцене и после сотни-другой концертов. Когда-то в
древности, пять лет назад, «Шлюз» не был еще ска-панк оркестром. Была лишь
молодая и наивная команда с женским лицом и женским вокалом, и было у них
желание творить. Творили они, творили, и натворили сначала демо «Шлюз Открыт»,
а потом и дебютный альбом «Гады!», выступали в «Р-Клубе» для друзей и маленькой
кучки самых первых фэнов. Все это было давно. А что мы имеем теперь? Полный зал
чуваков и чувих «в шашечку», пьяные танцы паровозиком, толпа неугомонных
персонажей, настырно требующих сыграть им «Актрису» или «Промзону»… А «Шлюз»
растет, но при этом совершенно не стареет. Немножко отступает на задний план та
наивность, которая так цепляла нас в старых песнях группы, однако общее
настроение никуда не исчезает. Импульсивная Аксана Цветы по-прежнему
рассказывает нам истории из жизни простой девушки в большом-пребольшом городе,
с юмором и с детской такой непосредственностью, и все это – под энергичные
ритмы музыки в стиле ска. Вот уже пятый год.
Ясен пень, что праздновать свой первый юбилей в гордом
одиночестве «Шлюзу» было как-то негоже, необходимо было организовать мощную
огневую поддержку. С этой целью были без долгих раздумий рекрутированы
дружественные коллективы «Распиратор» и «Offset». Для них «Шлюз» - своего рода старшие братья, которые
сильно помогают по жизни. Ну и, само собой, не могли ребята из «Шлюза»
отказаться от древней праздничной традиции, состоящей том, что на День рождения
группы N стройными
рядами являются всяческие ее друзья и приятели, которые почему-то поголовно
оказываются музыкантами других выдающихся (или не выдающихся) групп. Каждый из
них обязательно выходит спеть вместе с группой N какую-нибудь ее знаменитую песню, а потом грозно потрясает
микрофоном и кричит: «Группа N форева!!!». А потом выходит следующий гость и повторяет те же
нехитрые операции. И так по очереди, пока гости не закончатся. Для пущей
наглядности рекомендую к просмотру новое видео «НАИВа» «Живой и Невредимый»,
там вся технология поздравлений показана с точностью до мелочей. Смотрите и
учитесь, а то вдруг придется в будущем группу поздравлять, а вы не будете
знать, как это правильно делается. Вот стыдоба-то будет!
Чувствуя груз ответственности, «Распиратор» и «Offset» исправно выполняли
свою миссию и веселили народ всеми правдами и неправдами. И это несмотря на то,
что распевы «Распиратора» (если только не брать в расчет беспроигрышный
кавер-инструментал на песню группешки «Las Ketchup») способны погрузить неподготовленного слушателя в пучину
безграничного отчаяния. Смотрите сами: лирическому герою их песен тотально не
везет, окруженный злобными кровососущими шмарами, он губит и практически
хоронит свою жизнь. Эти твари динамят его и упорно не хотят ему давать, отчего
у чувака развивается нереальный комплекс и патологическая хандра. Тоска
одолевает его, он начинает задумываться о бренности всего сущего. Начинает
казаться, что следующим его шагом должен стать немедленный суицид… Однако тут
нас жестоко обламывают, ибо заканчивается все неожиданно позитивно: в силу врожденного
оптимизма чел бодрится, и его настроение вопреки всему западлостроению вновь
оказывается на высоте (мотивчик мелодии, кстати, как мне кажется, попизжен у
группы «Kemuri»… хотя
вполне возможно, что это просто игры моего больного воображения). Но вы только
подумайте, все ведь могло закончиться совершенно иначе! И кто же тогда был бы в
ответе за травмированную психику подрастающего поколения? Там такие модные
девчушки жопами крутили, представляете, что бы с ними стало, если бы
«Распиратор» все-таки не закончили сет на мажорной ноте? И еще «Распиратор» порою выдает
восхитительные перлы типа «человечков с большими глазами и маленьким ртом»,
которые летают «в безвоздушном пространстве большом». Чудеса!
У группы «Offset»
же все наоборот: на улице цветет весна, солнышко светит прямо в глаз, травка
зеленеет, птички поют, всем дали. Гораздо более жизнеутверждающая музыка, чем у
«Распиратора». Песни соответствующие, про секс на пляже например. Это,
по-моему, очень романтично. Вот только песок проклятый в трусы забивается в
самый неподходящий момент, а так все заебись. Также в качестве саппорта была
задействована молодая группа «Mad Band».
Чтобы понять, что это такое, попробуйте закрыть глаза и представить себе
«Несчастный Случай», в силу каких-то природных катаклизмов заигравший ска-панк.
Фронтмен «Mad Band»
помимо пения еще и умилительно кривляется, и помногу разговаривает с публикой,
а публике, знаете ли, очень нравится, когда с ней общаются, она сразу начинает
прыгать и скакать. «Свой! Свой!» - вот их реакция. А фронтмен «Mad Band» знает свое дело, он
хитро улыбается и картинно взмахивает руками, как дирижер, цепко держа ситуацию
под полным контролем. Почти Кашпировский. Если же отвлечься на миг от этого
мощного парня, то становится понятно, что группа сама по себе малозаметна Дико
раздражает утрирование ими давно избитых штампов навроде воплей «Ска!» к месту
и не к месту, песен про ска (в стиле ска, ага) и про Москву на потребу
футбольным хулиганам, и прочего трэш-стаффа… Шаблон-с.
Вторая и основная часть концерта была намного интереснее
первой, по причине участия в ней самого «Шлюза», а также специально
приглашенных guest stars,
олдовых друзей группы. Достигнув официального детсадовского возраста, «Шлюз»
получили полное право чувствовать себя большими и крутыми. Ведь пять лет – это
еще плюс ко всему и высокий статус среди себе подобных. Теперь можно пафосно
задирать носы, заламывать гонорары и поднимать цены на билеты, а при особом
желании даже можно всех манать. Но вот загвоздка – «Шлюз», как оказывается,
ребята простые и по-человечески честные, настоящие городские романтики, вполне
достойные массовой фанатской любви наравне с «Distemper». Ведь для настоящей группы
главное что? Не-ет, вовсе не жесткая ротация на «прогрессивном» канале MTV и не скандалы на почве
извращенных сексуальных пристрастий музыкантов, и даже (о, ужас!) не
выкидывание телевизоров из окна гостиничного номера! Главное – искренность,
причем проявляться она должна как в творчестве (иначе уже похабщина какая-то
получается), так и в отношениях «группа-публика». И наоборот, кстати, тоже.
Конечно, такие атрибуты как обилие телок и пива тоже неимоверно важны, но
искренность поважнее будет. И вот «Шлюз» как благородные менестрели сочиняют
песни о жизни, как она есть, со всеми ее радостями и гадостями, не дающими нам
сдохнуть со скуки. А уж если жизнь нам скучать не дает, то группа «Шлюз» и
подавно, такую жизнерадостную команду на российских просторах найти крайне
тяжело.
Начинался праздничный сет так: незаметно для окружающих за
установкой появляется барабанщик Леха (который КЛФ), начинает выбивать ритм.
Народ немножко напрягается в томительном ожидании. Ра-аз – и группа «Шлюз»
«паровозиком» выезжает из-за кулис, чтобы всего через несколько мгновений
разлететься по своим местам и вломить мощнейший ска-панк. Хотя нет, начали они
с ранних песен, а раннее творчество «Шлюза» слишком нежное и проникновенное,
чтобы ставить на него сухое клеймо «ска-панк». Песни о тревогах и переживаниях,
я это так называю. И вот так постепенно от старых хитов и нехитов перешли к
вещам с пластинки «Пойся, Песня!», а там уже и к новым песенкам.
А вот с гостями «Шлюз» решили соригинальничать и, судя по
общей реакции, многие фэны их не поняли. «Кто это на сцене? Что это за люди?»
- вот что читалось на некоторых модных лицах «в шашечку». Люди на сцене и
впрямь были современной панк-, а уж тем более ска-панк тусовке малознакомы. В
некоторой степени это даже хорошо, потому что та, старая тусовка, и говенная
современная тусовка – две диаметрально противоположные вещи. Первая гостья,
Даша (TrahaPorevo),
вокалистка чумовой группы «Плед», немножко отошла от своего бешеного образа
(Алеша я или не Алеша?!?) и неожиданно трогательно спела две старых темы,
«Миранду» и «Я и Мыши». Следующей звездой (уже потухшей, к сожалению) стал Рубан,
экс-барабанщик «Четырех Тараканов» и «Тушки». Людям знающим не составит труда
догадаться, какую песню мог петь со «Шлюзом» этот дреддастый человек в майке «Ramones», такая песня у
«Шлюза» только одна. «Пруд-Пруди» - это вещь авторства Лехи Сучкова, трагически
погибшего певца «Тушки». И очень печально, что основная масса этих модников в
олимпийках слыхом не слыхивала о существовании команды, которая еще при жизни
получила статус культовой группы и «группы мечты».
Архипу Ахмелееву, еще одному персонажу из старого столичного
панк-сообщества («Долина Патиссонов», а потом «Архип и Его Алиса»), досталась
«Маленькая и Скромная». Архип – мастер изящной словесности и незамысловатых, но
в то же время ироничных текстов. «Песня Архипа» «Тараканов!» и «Гантели» «Ульев»
- его рук дело. Он до боли напоминает Степанцова из «Бахыт-Компота», и внешне,
и по поведению, и нещадно эксплуатирует образ заросшего патлами
поэта-алкоголика… А пока он пел, модники и фанаты по-прежнему плясали свои
дурные танцы с бесконечным и бесцельным fingerpointing’ом, и на минах их застыло тупое недоумение.
Наверное, им хотелось видеть Носатого и Дацента, а не этих непонятных ребят. Но
«Distemper» были в
туре, и все моднички жестоко обломались.
И лишь последний из гостей был известен всем без исключения.
Колян Богданов из «НАИВа» и «Фантастики». Богдановская фирмА из серии «А че
это вы все стухли? Давайте крикнем «Эй!» и «Громче, громче, громче! Я
вас не слышу!», у людей, часто посещающих концерты с его участием, вызывает
приступы неконтролируемого смеха. Понимаете, на «НАИВ» ходит много-много
маленьких детишек и их вставляют коляновские фишки, они сразу начинают радостно
верещать и сучить лапками. Но ведь на других концертах встречается более
разнообразная публика! И порой «детские» заигрывания Коли с ней выглядят не
очень-то уместно. Зато на сцене он держится увереннее всех. Поет тоже лучше
всех. Рок-стар, что добавить здесь еще?
Сами «Шлюз» на сцене весьма забавны, они всегда вызывают у
меня добрую улыбку. Играют с такой напускной ленцой, но при этом живая и
эмоциональная Аксана нереально круто выглядит на фоне довольнейших физиономий
остальных участников группы. Харизма Аксаны не знает границ. Живая и подвижная,
она способна без устали носиться по сцене в течение двух часов, крутиться волчком
и петь с тем чистым и наивным выражением, которое можно услышать разве что у
ребенка. «А я – как ребенок!» - слова из ее же песни. «Шлюз» - вечно
молодая группа, из тех, кто не взрослеет и уж тем более не стареет, и именно
это заставляет нас вновь и вновь приходить на концерты, скупать пластинки и с
каждым годом любить их все больше. Меняется только одно – количество публики в
зале, причем всегда в большую сторону.
В принципе, для российских просторов «Шлюз» - поистине
уникальное явление. Родившись в 1999 году, когда ска-панк в России играли
только «Drugly Cats»,
«Distemper», «Элизиум» и «Spitfire», они избежали
губительного воздействия возникшей позже «тусы» и модных течений, и смогли
создать и сохранить собственный стиль и собственное лицо. Резко выделяясь в
затхлой массе сегодняшнего так называемого ска-панка, «Шлюз» напрочь лишены
однообразия и идиотизма всех этих групп с волшебными именами типа «РедиСка», «СосиСка» и «ПипиСка». То есть
«Шлюз» - это не модное дерьмо с дудками, рассчитанное на бестолковую аудиторию,
а реальная российская ска-панк сцена, причем очень мощный ее пласт. И пока молодежь ломится на концерты
плодящихся как кролики групп-однодневок, только-только научившихся с грехом
пополам попадать в слабую долю, «Шлюз» продолжают делать рок для себя и для
людей, в такую музыку действительно врубающихся. Вот уже пятый год.
Альпинист>>
|