Скажите, друзья, какие ассоциации вызывает у вас слово
«Прибалтика»? Что знаете вы об этой интереснейшей части суши? Прибалтика – это вроде
как и частичка пост-советского пространства, но в то же время и не совок вовсе.
Прибалтика – это практически Европа. И прибалтийская панк/хардкор-сцена с
каждым годом все больше крепнет и развивается, все чаще и чаще заявляет о себе
в рамках мирового панк-сообщества. Это здорово, это очень обнадеживает. Каждая
страна региона подарила всемирной панк-сцене достаточное количество выдающихся
коллективов. В Эстонии, например, наряду с крутыми олдовыми командами «J.M.K.E.» (в
октябре, кстати, они к нам заскочат, и если вы по-настоящему любите панк и
хотите прикоснуться к его живой истории – обязательно сходите, это настоящие
легенды!) и «Psychoterror»
вовсю мочит пробивная молодежь типа «Ass Holle» или «Voice-Ex». Активнейшее развитие сцены
идет в Латвии, откуда родом такие группы как «More Than Talking», «In.Stora», «All Day Long»,
«When My Authorities Fall», «Pest of Child», «Inokentjis Marpls» - и это только самые
известные, а ведь на самом деле их десятки! Остается Литва. Вот сколько групп
из Литвы вы можете навскидку назвать? Я сомневаюсь, что много, если только ваша
фамилия не Шарапов. Основными литовскими командами, более-менее известными у
нас в стране, я бы назвал старых добрых скашников «Dr. Green» и еще, пожалуй, «Bora». Вот «Bora»
как раз недавно приезжали к нам и играли в «Р-Клубе». Я был на том концерте, и
если кому-то станет интересно ознакомиться с моими впечатлениями – что ж, он
может прочитать нижеследующий текст.
О группе «Bora»
известно то, что они происходят из столицы Литвы, города Вильнюса, играют в
стиле металкор и борются за права животных. Еще известно, что раньше они
назывались «Bramborak»,
но обстоятельства сложились таким образом, что состав группы изменился, и
ребята переименовались. Теперь они «Bora». Но по-прежнему остаются одной из самых известных, мощных и
активных литовских команд, исповедующей хардкор в лучших традициях новой школы.
При этом как и подобает нормальной хардкор-группе, ребята не гнушатся открыто и
во всеуслышанье выражать свою политическую и гражданскую позицию. Основной
направленностью их идей является уже упомянутая пропаганда animal liberation, а также борьба с
различными формами проявления дискриминации. Песни все о том же, как вы
понимаете. Острая социальная тематика творчества тоже очевидна. Также участники
«Bora» имеют самое прямое
отношение к независимому лейблу «Kablio Muzika», на котором выпускаются не только их собственные альбомы,
но альбомы многих других D.I.Y.-групп, преимущественно
хардкор-направленности. Вот такие занятные персонажи к нам заявились. В Москву
с концертами литовцы наведались уже не в первый раз, столичная публика успела
узнать их и полюбить. Седьмого сентября вместе с «Bora» на одной сцене должны были играть
такие маститые представители hc-сцены,
как «Marschak», «Changes» и «Аргумент 5.45», а
также знаменитые «The Unsubs»
из Кирова, настоящие ветераны российского хардкор-движения, - состав не то, чтобы
самый мощный, однако весьма и весьма интригующий. Шоу обещало быть сильным.
Получилось или не получилось – вопрос спорный, я склоняюсь к мысли, что да.
«Р-Клуб» помимо своей исторической значимости и ушедших в
прошлое массовых столкновений с фашней всегда славился еще и на редкость
говенным аппаратом. Причем говенность его заключается не столько в качестве
выдаваемого звука, сколько в том, что он имеет зловредную привычку ломаться в
самый неподходящий момент. «Bora»
не дураки, знали куда едут, и поэтому не преминули взять с собой в дорогу
собственный аппаратец. Но играли-то на этом аппарате только они сами, а всем
остальным пришлось волей-неволей находить общий язык с р-клубовским чудом
техники! А уж чудо как всегда устроило музыкантам заподлянку: необыкновенно
долго отстраивавшаяся группа «Marschak»
уже на второй песне получила от шнура такой жуткий фон, что в пору было
затыкать пальцами уши и бежать на улицу. Основная кора заключалась в том, что с
этим ушераздирающим визгом никто ничего поделать не мог – звукорежиссер,
похоже, вообще самоустранился. Выход из сложившейся ситуации был найден методом
научного тыка и оказался запредельно прост. Сводился он к следующему: когда
играешь – не фонит. Или, по крайней мере, не слышно. Вот и старались «Marschak» играть по
возможности без остановок, потому что стоило только прерваться, как из зала
начинали раздаваться умоляющие вопли «выключить эту визжащую дрянь». Атмосфера
сета была испорчена, и «Marschak»,
от которых все ожидали неконтролируемые потоки злобы и энергии, играли напряжно
и вымученно. Как будто кряхтели на толчке и какашку какали – с таким усердием
они пытались создать звуковой напор. Пытались, но все тщетно. Когда под конец
гребаный фон неожиданно вырубился сам собой, лидер группы толкнул телегу про терроризм
и был поддержан бурными несмолкающими аплодисментами зала. Хорошее завершение
плохого сета.
Игравшие следом любимцы публики «Changes», совсем недавно сотрясавшие
ветхие стены «Р-Клуба» вместе с польской командой «No Heaven Awaits Us», тоже пополнили собой
число «страдальцев». Дело в том, что главное достояние группы и по
совместительству ее гитарист, Носатый, произвел небывалый фурор своим
появлением на дне рождения группы «Distemper» и после торжеств на радостях укатил со своими
давнишними собратьями в европейский тур. На два месяца. Гитаристом ли, собачкой
ли – неизвестно, да и не суть важно. «Changes» же такую потерю не перенесли и тут же сдулись и поникли.
Их короткое, вялое и неубедительное выступление было прямой противоположностью
тому торжеству неподдельной мощи, которое они явили на этой же самой тесной
сцене четырьмя днями раньше. И даже когда весь зал бесновался и орал «В этом
мире ты один! Один!! Один!!!» не было заметно на посеревших и осунувшихся
лицах музыкантов той искренней, нефальшивой радости, которая стала привычной
для их постоянной публики и которая дает людям новые силы, чтобы забыть о боли
и одышке, о синяках и ссадинах, и снова бросить свои истерзанные тела в
водоворот моша. Саня Сик и остальные – они рубили круто, действительно круто,
как они всегда это делают, но энергообмена между музыкантами и залом не было,
пяти песен оказалось слишком мало.
Следующая новость, пришедшая из недр гримерки и оперативно
пущенная по залу, была, мягко выражаясь, нехорошей – «The Unsubs» не приехали. Где они,
что с ними, выезжали ли они вообще или остались в Кирове, что произошло, почему
и как – все эти вопросы, мгновенно возникшие у основной массы людей, так и
остались без вразумительного ответа. Типа не приехали и все тут, делать нечего.
Такого поворота событий ожидали и опасались, и вот, пожалуйста, - самые худшие
опасения подтверждаются. С унылыми лицами народ потянулся на улицу подышать
свежим воздухом или в «предбанник», где литовские барыги приторговывали
записями и шмотками. Кто-то даже отхватил себе раритетную «кенгурушку» с
логотипом «Bora». Самым
же ходовым товаром оказались… что бы вы думали? Европейские значки! Не в пример
лучшего качества, нежели в том же «Джерри Рубине», они шли нарасхват, и запас
их иссяк спустя полчаса после начала продажи. Ни дать, ни взять валюта
будущего, - запасайтесь значками на случай атомной войны, они вам очень
пригодятся, знайте, что тогда вместо денег будут или значки, или крышки от
пивных бутылок, третьего не дано. Тем временем на сцене распаковались и уже
отстраивались «Аргумент 5.45», молодая формация, дающая живые шоу достаточно
редко, зато, что называется, метко. С «Unconform», знаете ли, поиграют, потом в Питер съездят… Так и
живут. Сплит вон у них вышел, с латышами, с «When My Authorities Fall». А теперь пришлось «Аргументу»
отдуваться за всех облажавшихся участников сейшена. Мрачноватый мелодичный
хардкор с рычащим вокалом очень органично вписался в общее настроение
аудитории, от песни к песне угрюмые мины куда-то исчезали, а circle pit становился все больше и
больше. Когда же музыканты стали в рок-н-ролльном экстазе летать в зал, ловить
их бросались чуть ли не все присутствующие – по головам и напролом, рискуя
покалечить себя и окружающих. Хорошо, что хоть ребят не уронили, а то ведь и
затоптать могли из любви, большой такой и светлой. Чтоб друзей из «Marschak» поддержать и свои
взгляды наглядно продемонстрировать, чуваки из «Аргумента» тоже высказались
насчет террора и опасности, с которой всем надо сообща бороться… бла-бла-бла…
любой вменяемый человек, пока еще не пропивший остатки разума, подобные вещи и
так понимает. Впрочем, это совсем не наезд, наоборот хорошо, что они тоже
затронули больную тему. Неизвестно ведь, сколько в зале вменяемых людей было,
здорово, если хотя бы половина. Агитировали за создание юнити… Блин, я тоже
хочу юнити. И, представьте себе, не только я, - он тоже хочет, и вот он тоже
хочет, и вот она тоже хочет, - но большинству это все на хуй не нужно, у них
есть друзья, собутыльники, тусовка, еще что-то. Туса и юнити – это абсолютно
разные вещи, а слишком многие в силу каких-то собственных заморочек не могут
или не хотят этого понимать.
К главному событию вечера готовились долго и тщательно: с
трудом выкатили литовский аппарат, с таким же трудом притащили литовские
усилители, суетились, возились, подключали все это добро… Зато когда «Bora» вышли и вломили, сразу
стало понятно, что старания техников не прошли даром. Жирнейший саунд стал
наградой всем тем, кто остался, кто пришел увидеть отменную иностранную
хардкор-группу и не пожалел 120 рублей на вход. Страшно подумать – а ведь
многие пожалели! Вы что-то о юнити и о преданности идеям D.I.Y.
говорили? Нет, мне послышалось? Иностранная группа приезжает, а наши лютые
хардкорщики жмут бабло, потому что это, видите ли, не Ленинский с извечным
полтосом за вход. Хуевое отношение, ребята. Хотя после «Out Cold» и «No Heaven Awaits Us» «Bora» как иностранцы
совершенно не воспринимались. Еще бы – вокалист свободно шпарит на русском,
благодарит пришедший народ и мило общается с отдельными его представителями,
разъясняет суть песен. Под скрежет гитар со сцены на хорошем английском
поносится всякое дерьмо, начиная от традиционно содомируемой во все щели
Системы и заканчивая гомофобами и милитаристами. Само собой, зверюшки,
страдающие от гадких и жестоких людей, тоже не остаются без внимания. Даешь animal liberation! Море
пози… нет, не так: океан позитива. И громкий пробивной металкор. Все происходит
почти как у «Анконформа», только менее пафосно и не так напыщенно. «Bora» - простые такие ребята,
совершенно естественно выглядящие на сцене, открытые и искренние. В их музыке,
текстах, подаче есть что-то неуловимо детское, кристально чистое и понятное
всем, немного детская наивность и немного детская же обида на несправедливо
скроенный мир. Именно такой и должна быть пиздатая группа, и неважно что она
играет – ска, грайнд или анархо-панк – человек культуры чувствует искренность
музыканта на подсознательном уровне и отвечает ему тем же. Я теперь понимаю, за
что «Bora» так любимы и
уважаемы, и не только у себя на родине. Быть на их концерте и не рубиться было
бы, по меньшей мере, неприлично - как будто сам себя предаешь. Вот и рубились
все до посинения, пока конечности отказывать не стали. Потом еще долго стояли
перед клубом и пытались восстановиться, чтобы хоть как-то доковылять до метро.
Удалось это не всем.
Альпинист>>
|