Банда клоунов «Captain Everything!» родом из Англии. Они играют
громкий, звонкий, «тупой» поп-панк на совершенно запредельных космических
скоростях. На счету клоунов уже значатся два полноценных альбома и еще один
диск плохенького качества «Music By Idiots»,
изданный маленьким тиражом и раздаренный друзьям. Помимо всего прочего «Captain Everything!» активно
концертируют в Европе. Случилось так, что в ноябре это сумасшествие докатились
до России. Сначала вломили в Питере вместе с местной ди-ска-панк-бандой «Играй,
Гармонь!», а затем устремились в Москву – поражать умы зажравшейся столичной
публики. И, что самое главное, поразили. Выстрелили наповал. Некоторые до сих
пор ходят пораженные, их потихоньку отпаивают пивком, чтобы отошли от
культурного шока. Обычная, далеко не самая крутая группа из Англии в одночасье
изменила отношение людей к музыке вообще, и к панк-року в частности.
Действительно, «вживую» ничего подобного никто из нас никогда не видел и не слышал,
ибо в России у «Captain Everything!»
аналогов нет. А скоростной поп-панк должен быть именно таким как поп-панк от «Captain Everything!». Я вам точно
говорю.
Для жителей столицы все началось с клуба «Вудсток», что на
Чистых Прудах. Уже акклиматизировавшиеся «Captain Everything!» были на высоте. Они не
только превратили маленький клуб в потную, орущую мясорубку, но и смогли плотно
пообщаться с очарованной английским поп-панком публикой. Лидером группы, как я
понял, можно считать долговязого гитариста, которого за поразительное внешнее
сходство с киношным Стиффлером тут же одарили соответствующим погонялом.
Подвалив к Стиффлеру (на самом деле его зовут Лью), фэны быстро выяснили, что
тот жаждет испить русской водки и выучить русский мат. Все они одинаковые, эти
иностранцы. Ну, так вот, первую страсть Стиффлеру удалось утолить только после
концерта, зато второй чуваки самозабвенно придавались прямо на сцене. «Как
будет по-русски слово «dick»?»
- вопрошал Стиффлер. При этом лицо его выражало крайнюю степень блаженства.
Фэны (точнее люди, ставшие таковыми в ходе выступления) хором отвечали ему. «А
как будет по-русски слово «cunt»? - не успокаивался англичанин, - а как сказать «fuck you»?» А наши обалдуи
только рады! И за один вечер благопристойные британцы погрузились в адскую
пучину разврата. Впереди их ждал целый новый мир - мир «рашн водки»,
фэнов-собутыльников и трансцендентных игр Лехи Баракина, барабанщика группы
«Супермаркет». Вот Гарика-из-Зиг-Зага все знают как главного российского фэна «Ramones». Даже Марки Рамоун
его знает. А Леху Баракина скоро будут знать как главного российского фэна «Captain Everything!». Завершая
выступление в «Точке», чуваки посвятили ему песню и долго-долго уговаривали
бросать все и ехать с ними в Эстонию. Судя по всему, у них любовь.
Ладно, вернемся на землю. Главный гиг с участием англичан
состоялся спустя день после их московского дебюта - уже в «Точке» и при большом
стечении народа. За последний год у меня сложилось очень четкое впечатление,
что московская D.I.Y.-тусовка не особо-то жалует поп-панк.
Хардкор? Да! Эмо? Конечно!! Поп-панк… Ну, хуй его знает… Может все-таки эмо?
Возможно, ситуация объясняется тем, что у нас нет хороших групп, которые играли
бы поп-панк, но при этом придерживались бы «сделай сам»-идеологии. Молодые
группы типа «B.Jerm» пока еще слишком малы и
неопытны, чтобы занять пустующую нишу. Да и вообще отношение отечественной
хардкор-элиты ко всему, что имеет приставку «поп-» в лучшем случае
снисходительное. Сами же они, типа, делают музыку для избранных, и все такое
прочее. Как бы то ни было, Сергей Волошин все-таки заморочился и привез в
Россию западный поп-панк. Очень даже коммерческий, «недиайвайный» поп-панк.
Зато на концертах с ними играли исключительно представители D.I.Y.-движения.
Глупо конечно, жертвовать музыкальной составляющей, но такова была воля
организаторов, тут уж мы им не указ.
Волею судеб (и организаторов) единственной отечественной
поп-панк-командой на сейшене оказались «Pamp». Знаете таких? На самом-то деле «Pamp» ведь не особо молодая группа, она
существует уже несколько лет. Просто существует она исключительно в
пространстве репетиционной базы, изредка (пару раз в год) показывая нос на
поверхность. Последнее известное мне выступление «Pamp» состоялось в ныне покойном «Клубе
7» и прошло незамеченным. И неудивительно, потому что замечать там нечего. Да,
у них наличиствует определенный уровень владения инструментами и есть ладные
мелодии, но назвать это достоинствами язык не поворачивается – это ведь самые
обычные атрибуты любой мало-мальски вменяемой группы! А больше группе «Pamp» похвастаться нечем.
Абсолютная статичность на сцене, слабый, бесцветный вокал и общая муторность
музыки не делают чувакам много чести. Их взяли на концерт, потому что они,
типа, D.I.Y. Вот только стоило ли?
К всеобщему облегчению, унылый сет «Pamp» оказался недолгим, и на сцене
очень быстро нарисовались суровые парни из «No Copies». Выступая на хорошем звуке, в тот вечер они однозначно
были самой убедительной отечественной командой. Вот так бывает – ходишь ты по
разным фестивалям, попиваешь пивко, видишь в течение года группу «No Copies» и каждый раз думаешь:
бля, ну какого хера это говно на концерт опять засунули? И хочется уже пивко
это выпитое на свободу выпустить. А потом припираешься в «Точку», а там – нормальный
звук! И тут становится ясно, что на самом-то деле «No Copies» очень даже ничего,
если только не играют по р-клубам. Оказалось, что они даже не чураются
мелодизма. Мрачный, яростный стрит-панк «No Copies» взбодрил охуевшую от «Pamp» публику и заставил самых активных начать маленький, но
удаленький мош. Большая часть присутствующих, по крайней мере, стояла на
заинтересованный щщах – это для нашей публики уже неплохой показатель. И если
кавер на песню «Петр» питерской группы «Химера» распознали лишь немногие, то
«Полицейское Государство», с рефреном «Владимир Путин, ты не наш президент!»,
распевали всем залом.
Не менее качественную программу показали и герои московской
эмо-сцены. При всей своей модности, эмо по-прежнему остается музыкой «на
любителя». И если судить по последним концертам, любителей поплакаться друг
другу в жилетку становится все больше и больше. А «Мечты Сбываются» на
сегодняшний день являются единственной серьезной российской эмо-панк-группой.
Все выдержано в строгих канонах жанра: ломаные гитарные партии; вокалист
извивается, иногда орет страшным скримо-вокалом и делает вид, что жутко
страдает. Фирменное нытье и все эти эмо-фишки типа: «Ты со мной, но я теряю
тебя-а-а-а-АРГРРГХР!!!!», сделаны очень качественно и со вкусом. Хотя
ограниченность образов – это серьезный недостаток. Просто тошнит уже от строчек
про «твои глаза». К тому же, при всех своих достоинствах, в «Вудстоке» ребята
выглядели все-таки более энергично и страдали более театрально, а вот «большая
сцена» как-то притупила пресловутые эмоции. Хотя, с другой стороны, это и
хорошо – обошлось без жертв, ни у кого из особо впечатлительных эмо-фэнов не
возникло желания пойти в сортир и начать ковырять себе вены пластмассовой
ложкой, одновременно вытирая слезы и сопли грязным рукавом.
Когда все мечты, наконец, сбылись, показались предводители
московской D.I.Y.-тусни в лице «Unconform». То есть сами они себя
никакими предводителями не считают, но интерес к ним большей части публики был
очевиден. Некогда грозные «Unconform»
сильно изменились. Новый вокалист (я не вдавался в подробности, но, судя по
слухам, он является бывшим участником распавшейся металкор-банды «Dilemma») выбежал из-за
кулис, размахивая пузом, скрючился в приступе радикулита, схватил себя рукой за
поясницу, и заревел как раненый медведь. Так и ревел, не останавливаясь и не
меняя интонаций. Рев этот портит все впечатление от группы. Старый певец,
Андрей, справлялся со своими обязанностями гораздо лучше – он пел живо, внятно
и эмоционально. В музыкальном плане «Unconform» все больше и больше съезжают в сторону нью-скула, их
звучание сильно металлизируется. Это уже совсем не та группа, которая записала
альбом «В Поисках Счастья». Такими темпами пора бы уже название сменить и
перестать выезжать на имени, которое для старой хардкор-братии действительно
является культовым. Еще очень не понравилось поведение одного из гитаристов «Unconform». Играть половину
концерта, повернувшись спиной к залу, - это, в моем понимании, есть проявление
крайнего неуважения к публике. Модные ребята могут не нравиться музыканту, но
он пришел выступать для них и должен выкладываться тоже для них. А если желания
выкладываться нет, то лучше тогда вообще не играть – так честнее будет.
Впрочем, модным ребятам было насрать, они рубились под «Unconform» и не обращали внимания на
повернувшегося к ним задницей гитариста. Похоже, они вообще не обращали
внимания на происходящее. Мош есть – и хорошо. А кто на сцене неважно, хоть «Pamp», хоть англичане.
А «Captain Everything!» на протяжении всего
«разогрева» с любопытством выглядывали из гримерки и слушали русские группы.
Готовились, смотрели на реакцию зала. Когда подошла их очередь, чуваки без
лишних слов вышли, подключились (без возни и без угроз в адрес звукорежиссера,
попрошу заметить) и с ходу дали народу рока и зрелищ. Вот тут-то как раз и
проявилась несостоятельность московской публики. Люди по каким-то причинам не
посчитали нужным поддержать иностранную группу, которая выкладывалась для них
по максимуму. Многие тусовщики пришли на «Unconform» или на «Мечты Сбываются», а выступление «Captain Everything!, по всей
видимости, представлялось им просто чем-то любопытным – типа, не каждый день
все-таки англичане приезжают. Отслушав две-три песни, хардкорщики и эмо-ребята
удовлетворяли свое любопытство и с чистой совестью направлялись к выходу. Да,
достаточно много народу осталось, люди крутили circle pit, и были даже робкие
потуги на мош, но происходило все это вяло и неуверенно. Зато сами «Captain Everything!» рвали струны и
жилы, не жалея себя. Я всегда считал, что главное в роке, это не то, сколько
раз сбился вон тот чувак с бас-гитарой или сколько раз барабанщик пропустил
важный переход, а непосредственно подача и наличие этого самого Рока, от
которого напрочь сносит башню. Не будучи супер-музыкантами, «Captain Everything!», конечно же,
лажали, но все эти лажи звучали настолько органично, что воспринимался как
должное: да, это рок, причем настоящий. И дебиловатые вокалы на этот раз были
абсолютно в кассу. Приятно было видеть, как люди в майках «Captain Everything!» носились по
полупустому залу «Точки» и создавали видимость толпы. Англичане не уставали их
благодарить и продолжали свое выступление.
Когда я шел на концерт, предварительно прослушав пластинку «Music By Idiots», то в принципе уже
составил себе представление о клоунской сущности группы «Captain Everything!» Они исполняют
как раз тот самый вариант поп-панка, который больше всего страдает от нападок
борцов за идею. Такой поп-панк, как у «Captain Everything!», ни к чему не обязывает. Он
призван развеселить слушателя, и не более того. Для меня эталоном панк-комиков
всегда были «Toy Dolls»
под руководством знатного шоумэна и виртуозного гитариста Майкла Алгара. Но
юмор плюшевых «Toy Dolls»,
писавших саундтреки к детским передачам и ни разу в песнях не ругнувшихся
матом, всегда отличался особым изяществом и изощренностью, в то время как
многие приколы их собратьев-англичан «Captain Everything!» не поднимаются выше уровня
щиколоток. Сразу вспоминается группа «Смех» орущая со сцены: «Перед вами
группа «Хуета»!!! Ешьте мои козявки!!», и верещащая от восторга толпа
скейтеров. Однако в тупых шутках, если они сделаны со вкусом, тоже есть своя
прелесть – точно так же, как и в тупом панк-роке. Главное только иметь чувство
меры. В этом плане у группы «Captain Everything!»
все в порядке.
К концу сета я уже начал всерьез побаиваться за Рича,
барабанщика англичан - боялся, что чувак умрет от перенапряжения, если не
остановится. Ну, знаете, сердечко могло не выдержать. Остальные ребята, как
оказалось, тоже переживали. Музыканты специально сделали небольшую паузу, чтобы
трудяга перевел дух. А потом опять по новой – для всех тех, кто прыгал, бегал и
орал в зале «Точки», кто не свалил с гордым видом и ощущением собственной
охуенной значимости, а беззаботно отрывался под тупой панк-рок. Вот таким
макаром, без малейшего намека на понты, обычная английская панк-группа изменила
отношение людей к музыке. Казалось бы, чего тут сложного: выйти и играть модное
музло на клевых рок-гитарах? Но ведь «Captain Everything!» не играют – они адски
хуярят, да так, что пот заливает мониторы! Долой серые будни! Да здравствует
рок-н-ролл! Сорок минут самого жесткого и бескомпромиссного рубилова на самой
высокой скорости. И не важно уже, что это обычный поп-панк, простой как веник.
Во время выступления «Captain Everything!»
рассуждать о стилевых особенностях их музыки мог только психически нездоровый
человек. Все остальные рубились вместе с группой, пытались подпевать (особенно
те, кто был в «Вудстоке» - их можно было вычислить по свежекупленным майкам с
логотипом «Captain Everything!»),
занимались краудсерфингом и всячески угорали. Сами музыканты прямо-таки
светились от счастья, на их лицах застыло выражение неописуемого кайфа. Я
совершенно точно видел это свечение, зуб даю. Под конец парни расцеловали
Баракина в конопатую рожу, раскланялись перед благодарной публикой и пообещали
приехать еще. В следующем году. Следующий год уже наступил. Ждем.
И еще я заметил вот какую вещь. Когда некоторые наши убогие
поп-панки пытаются отмазаться от обвинений в убогости, они обычно говорят: мы,
мол, крутые перцы, играем крутую позитивную музыку, а вы, мудачки, в нее не
врубаетесь. И неважно, что музыка украдена у «самов», «блинков» и «лагвагонов»,
главное, что есть песня про скейтборд, Калифорнию, похмелье и «твои глаза». И
это, типа, ниибаться какой крутой поп-панк. Ну так вот, к чему я это все? А к
тому, что обычная английская панк-группа «Captain Everything!» служит наглядным примером
того, что позитив (простите меня за это слово) хорош только в том случае, когда
имеет под собой основу из лютого рока. Пусть даже и исполняется этот рок
английскими клоунами с имбецильскими вокалами. Так что стыдитесь, убогие. Вот
вам ролевая модель.
Aльпинист >>
|